//Бизнесменов Мордовии ждет новый учебный год!

Бизнесменов Мордовии ждет новый учебный год!

 

Центр поддержки предпринимательства Республики Мордовия совместно с Национальной ассоциацией обучения предпринимательству (г.Москва)* подготовили комплексную программу мероприятий для субъектов малого и среднего бизнеса.

Тренинги, семинары, круглые столы, форумы и конференции – о том, почему стоит потратить время и прийти, рассказал исполнительный директор Ассоциации Алексей Бабошин.

Национальная ассоциация обучения предпринимательству (РАОП) является профильной российской организацией, сфокусированной на вопросах обучения предпринимательству и проведению исследований в области предпринимательства. Она призвана сделать лучший зарубежный и отечественный опыт достоянием всех, кто хотел бы его освоить, стимулировать развитие отечественных научных и педагогических школ в области предпринимательства.
 

— Алексей Владимирович, кому и зачем нужны бизнес-тренинги?

В первую очередь, тренинг – это возможность симулировать реальную жизнь. Очень многие люди боятся начинать предпринимательскую деятельность, потому что большое количество рисков, неизвестно – получится или не получится. На тренинге моделируются такие ситуации, в которых человек может попробовать себя в роли предпринимателя. Насколько успешно будет смоделирована ситуация, настолько эффективный отклик и получит участник тренинга.  

Если мы говорим, например, о семинарах, то они призваны помочь действующим предпринимателям овладеть определенным базисом знаний. Бизнесменами становятся люди не только и даже не столько с экономическим образованием. Многие из них — представители технических специальностей, художественных, креативных. Собственно, предпринимательство и подразумевает в себе творческое начало, инициативу, активность. Фокусируясь на предмете своей деятельности, бизнесмен может упустить из вида или просто не знать об эффективных инструментах управления финансами, о том, каким образом можно выстроить работу команды и т.д. Интуитивно он, может быть, и чувствует, как это сделать, но ведь есть классические принципы, которые уже неоднократно доказывали свою эффективность.

Наша цель – решить обе эти задачи: смоделировать реальность, в которой участники смогут попробовать свои силы в той или иной области предпринимательской деятельности, а также восполнить пробелы в знаниях.

— Как человеку понять, стоит ли тратить ему своё время и идти на тренинг/семинар? Всё-таки предприниматели люди занятые.

Конечно, время – это ценный ресурс. Но не могу с уверенностью сказать, что ценнее на сегодняшний день – время или знания. Если у человека есть реальная возможность получить качественные знания в другом месте, то, наверное, можно на бизнес-тренинги и не ходить.

И всё-таки, почему мы так уверенны в своих силах? Во-первых, у нас есть опыт международного сотрудничества. Представители Ассоциации проводят семинары Организации Объединённых Наций в 35 странах мира. Причем как для миллионеров, так и для бедных людей. После тренингов  люди «летают»: кто-то становится предпринимателем, действующие бизнесмены добиваются великолепных результатов. В Бразилии этот тренинг вообще включен в национальную программу и полностью субсидируется государством.

Во-вторых, у нас не только ёмкий методологический портфель российских и международных программ, нашими тренерами являются успешно действующие предприниматели. Для них ведение тренинга или семинара – диверсификация бизнеса.

Это ведь тоже не каждому дано – быть бизнес-тренером.. Человек должен обладать определенными ораторскими способностями, быть уверенным в себе, имеет теоретический базис, методологическую копилку. У наших тренеров за плечами есть, образно говоря, «портфель», откуда они берут все примеры и кейсы, с которыми работают. То есть это материал не из воздуха, не из книжек, а из собственного предпринимательского опыта.

Еще раз подчеркну – все наши бизнес-тренеры в первую очередь предприниматели. Эти люди обучением других занимаются по разным причинам. У кого-то есть, что рассказать, у кого-то накопился уникальный опыт, которым он хочет поделиться. Кто-то этим, безусловно, зарабатывает: свой бизнес не такой большой, но у него классные презентационные навыки, здорово умеет говорить, заражать, мотивировать людей. У каждого свои причины.

Например, один из членов Ассоциации Владимир Ванин (Нижний Новгород) построил огромный завод, который занимается облицовочной плиткой, построил большой торговый центр. Казалось бы, человек живет в достатке, многого добился, умеет отдыхать (ходит на яхте). При этом он постоянно повышает свою квалификацию, ездит на разные зарубежные стажировки и не перестает выступать перед аудиторией. Зачем ему это нужно? Решайте сами.

— Что, на Ваш взгляд, важнее в тренинге – количество полезной информации или  его мотивирующее воздействие на участника?

Это очень индивидуальный момент. Бывает, человек серьезный, подкованный, всё у него есть, не хватает только, что называется, последнего шага. Вдруг он видит вдохновляющий пример тренера, успешного предпринимателя и всё – как с цепи сорвался, пошли дела в гору.

Бывают и  другие примеры. Человек умеет говорить, но за ним нет никаких дел. Знаете, я сам – предприниматель и очень ревностно к этому отношусь. У Вас в республике, когда поздравляют с Днем предпринимателя, говорят  «люди дела». Безусловно, в каждой профессии задействован человек дела. Просто очень долгое время сохранялся отпечаток нашего прошлого государственного строя, когда к предпринимательству относились негативно, и очень здорово, что сейчас это восприятие меняется. Сегодня предприниматель – человек дела наряду с другими профессиями.

Так вот, есть бизнес-тренеры, которые много разговаривают, но ничего не делают. А существуют реальные примеры, когда в небольшом городе – гораздо меньшем, чем Саранск – человек сумел найти возможность, проявить инициативу и на отложенные деньги или с привлечением кредита создать свой маленький бизнес, который растет и развивается. Разве это не замечательный пример? Если в одном маленьком городе можно найти свою нишу, почему нельзя это сделать в другом?

В этом году в столицу Мордовии приедут бизнес-тренеры не только из Москвы. На мой взгляд, Москва, для Саранска нерелевантный пример: огромный мегаполис (15 миллионов с учетом миграции населения), условия и покупательский спрос совершенно иные. Поэтому мы стараемся приглашать тренеров из разных городов России (Кемерово, Нижний Новгород, Новосибирск и т.д.),  чтобы они привнесли свой актуальный для 13-ого региона опыт.

— Алексей  Владимирович, почему Вы сами когда-то решили попробовать себя в роли бизнес-тренера?

Предпринимательской деятельностью я занимаюсь довольно давно – с 2008 года, а тренерской деятельностью только с 2011 года. Тематика образования меня всегда привлекала, я получил ученую степень, высшее образование в нескольких вузах. На тренинги часто ходил. Мне казалось, что в них слишком много элементов шоу, а хотелось больше полезного.

Столкнувшись с некоторыми западными программами, я увидел, что в их основе лежит глубокая исследовательская база, методология. Почему это именно так? Не потому что ты так чувствуешь, не потому что в твоей маленькой компании, когда ты её открывал два года назад, у тебя получилось вот так и ты теперь об этом всем рассказываешь. А потому что было исследование, которое выявило определенные закономерности… И я, конечно, влюбился в такого рода программы. А когда влюбился, то уже невозможно удержаться. И вот стал тренером! Основная же задача моя как исполнительного директора Национальной ассоциации обучении предпринимательству – нести эту идею в массы, применять её в российском тренерском сообществе. Идею о том, что тренинг или семинар – это не просто мероприятие, на котором ты делишься  опытом сквозь призму своего бизнеса. Важно иметь и теоретическую, методологическую базу, чтобы не дезинформировать, не обманывать своих слушателей..

Знаете, почему сегодня предпринимательство приобрело положительную коннотацию, а работа коуча в последнее время несет негативную оценку? Просто многие бизнес-тренеры, построив свою маленькую компанию, потом только лишь на её примере рассказывают, как всё у них работало. Возможно, узкую аудиторию это сможет заинтересовать, если человек никогда не видел других примеров. Однако такие тренеры доносят не совсем верную информацию. Это сработало один раз, потому что было стечение обстоятельств и факторов, не закономерность, а воля случая. В классическом понимании подобное развитие событий  невозможно или возможно совсем по-другому. То есть тренер должен показывать более широкую перспективу, чтобы у слушателей сформировалось правильное представление, как и что на самом деле работает.

 

— Вы уже были с тренингами в Мордовии в 2015 году. Какие впечатления у Вас остались о предпринимателях 13-ого региона?

Мордовия – исключительный регион нашей большой страны. Я объясню почему. Во-первых, она одна из первых ввела на региональном уровне праздник — День предпринимателя. И это о многом говорит! Во-вторых, готовясь к работе в Вашей республике, мы изучали статистику. Примерная расстановка сил была следующей: в среднем  по России около 3% от общего числа населения регистрируются как предприниматели,  в Мордовии такой показатель был около 5-6 %. То есть у Вас с предпринимательской деятельностью, по крайней мере, по данным органов статистики, всё очень даже здорово. Лучше, чем во многих других регионах страны. И это подтверждается, в-третьих, активностью институтов инфраструктуры поддержки предпринимательства, которые привозят различные программы в республику. Создан и активно работает Центр поддержки предпринимательства, структуры по работе с молодежными организациями и др. Наш опыт показывает, что многие субъекты России не участвуют в подобных программах. Мордовия по всем этим параметрам находится в авангарде.

Кроме того, я не могу сказать, что предприниматели Мордовии чем-то отличаются от своих коллег из других регионов. Те, кто посещает мероприятия, любознательные, активные. Безусловно, кто-то приходит со скепсисом. И это нормально! Для тренера, выступающего перед предпринимателями, каким бы опытным он ни был, это всегда своеобразный вызов. Учить детей немного проще: обычно, как ты говоришь, так они всё и воспринимают, почти всегда тебе верят и слушают. А у каждого бизнесмена – своя жизнь, своя история. Статусом предпринимателя он уже доказал, что может, стиснув зубы, пробираться сквозь тернии к своим звездам. Поэтому мнение или возражение каждого бизнесмена – это важный опыт для тренера. Как правильно принять в работу это возражение? Как связать жизненный опыт человека с новой информацией? Важно понимать: чем более открытая личность, чем больше работы она проделает, чтобы связать свой бэкграунд с новыми знаниями, тем, более качественным будет для него результат.

Знаете что ещё удивительно? В Мордовии в прошлом году на семинары приходил большой процент возрастной аудитории. В других регионах подобное увидишь редко, чаще активность проявляет молодежь. И для нас это большая ценность – пользоваться доверием состоявшихся людей. Человек поверил, пришел, потратил свое время. Мы очень рассчитываем, что и в этом году оправдаем доверие мордовских предпринимателей.

— Что Ассоциация приготовила для бизнес-сообщества Мордовии во второй половине 2016 года?

Раскрывать все тайны не будут. Скажу только, что в этом году благодаря Центру поддержки предпринимательства Республики Мордовия у Ассоциации появилась возможность подготовить целостную образовательную программу. Её презентация запланирована на начало сентября. Мы припасли несколько «изюминок», которыми хотим взбодрить регион. Но об этом только в сентябре!