Умение планировать дела и распределять задачи по степени их важности – навык, несомненно, необходимый предпринимателю. Однако в погоне за результатом многие забывают о том, как важен человеческому организму отдых, и трудятся в течение всего рабочего дня на износ.
И зря! Оставаться на пике своих возможностей без полноценного отдыха не в состоянии ни один человек. Начните планировать отдых так же, как Ваши бизнес-задачи, и результат не заставит себя ждать.
К такому выводу пришли сторонники тайм-менеджмента – технологии организации времени и повышения эффективности его использования в соответствии с поставленными целями и задачами.
Недаром в книге Глеба Архангельского «Тайм-драйв. Как успевать жить и работать» вопросы грамотного отдыха поставлены в самом начале. Вот несколько советов, которые дает автор тем, кто ещё не научился отдыхать правильно:
1. Сделайте отдых в течение дня ритмичным.
Отдыхать нужно не когда выдалась свободная минутка, а строго через определённые промежутки времени. Наиболее оптимальный режим — примерно 5 минут отдыха через каждый час или 10 минут через каждые 1,5 часа.
2. Обеспечивайте максимальное переключение.
Скрупулезно считали цифры в отчёте? Прогуляйтесь и поговорите с коллегой о чем-то эмоционально приятном.
Вели сложные переговоры? Побудьте в одиночестве и выпейте чашку ароматного чая.
Целый день работаете за компьютером? Потратьте выделенную пятиминутку на небольшую «физическую паузу» и сделайте несколько простых упражнений.
И ни в коем случае не думайте в эти 5 минут о работе — наслаждайтесь моментом отдыха! Это прекрасно восстановит Ваши силы и энергию для работы.
3. Используйте «творческую лень».
Вы не ослышались, лень тоже может стать источником увеличения эффективности труда, только не обычная, а «творческая». Как это работает? Очень просто! Сознательно принимаете решение лениться на все 100%, перед этим загружаете мозг полезной информацией по важной творческой проблеме, а затем НИЧЕГО не делаете – максимально расслабляетесь и отдыхаете. В такие моменты подсознание работает в полную силу и в результате рождает лучшие идеи и творческие озарения.
4. Повысьте эффективность сна.
Сон, как и рабочий процесс, тоже нужно организовывать. Время пробуждения и отхода ко сну должно быть стабильным. Плюс неплохо было бы найти свой способ переключение в режим сна. Например, прогулка, чтение книги, прослушивание спокойной музыки и т.д. В результате организм переходит в более медленный ритм и настраивается на сон.
Пробуждение тоже должно быть постепенным, считает Глеб Архангельский. Например, если Вам нужно проснуться в 8.00, поставьте 3 будильника. В 7.30 сыграет приятная и спокойная мелодия, на которой Вы проснетесь, порадуетесь тому, что вставать еще не нужно, и заснете опять. В 7.45 – что-нибудь более бодрое, возможно уже со словами, на которые мозг реагирует более активно, чем на мелодию без слов. И в 8.00 – самая радостная и энергичная мелодия, на которой Вы окончательно проснетесь, встанете с постели и с удовольствием встретите новый день.
5. Применяйте «микросон» в течение рабочего дня.
Не пожалейте 15-30 минут на послеобеденный сон. Нет отдельного кабинета с удобным диваном? Вздремните в кресле в комнате переговоров или на диванчике в дальнем углу, в автомобиле, да просто на рабочем месте. Подобный «микросон» восстановит силы, взбодрит и подарит Вам более высокую работоспособность во второй половине дня.
6. Переживайте момент.
Не занимайтесь крохоборством, отнимая у себя время на восстановление сил в пользу работы. Отдыхайте по-настоящему, ощущайте важность и красоту момента. Помните, что качество и насыщенность времени не менее важны, чем его количество. А умение отдыхать – такой же важный показатель грамотного ведения дела, как планирование и постановка целей.