//Инвестиции в стартапы – польза или вред? Денис Козьминых о том, какая поддержка на самом деле нужна проекту на ранней стадии.

Инвестиции в стартапы – польза или вред? Денис Козьминых о том, какая поддержка на самом деле нужна проекту на ранней стадии.

 

«Проекту на ранней стадии инвестиции не нужны!» — к такому, казалось бы, нелогичному выводу пришел один из ведущих экспертов российских бизнес-инкубаторов и акселераторов, основатель венчурной платформы BAZAAR Денис Козьминых. Своим видением того, в какой форме должны взаимодействовать инвестор и предприниматель на начальных этапах реализации бизнес-идеи, он поделился на форуме «Инновации и инвестиции в Республике Мордовия», организованном Центром поддержки предпринимательства в 2016 году (о форуме читайте по ссылке):

«Проекту на ранней стадии не нужен прямой контакт с инвестором. Реальная необходимость есть не в деньгах, а в возможности закрыть те или иные задачи. Например, пройти акселерационную программу или создать правовую базу предприятия. Зачастую эти вопросы могут решиться без дополнительных затрат: какой-то партнер или ментор организует обучение стартапера, дает в помощь юристов собственной компании и т.д. Коворкинг, поиск жилья и другие проблемы бэкграунда не должны выходить на первый план. Предприниматель должен сосредоточиться на потребности и «боли» клиента, услышать своего потребителя, чтобы при необходимости достаточно быстро переделать продукт под него. Очень многим приходится объяснять, что они должны делать продукт не для себя, не для акселератора или инкубатора, а для клиента.

У венчурной платформы BAZAAR есть свой фонд, в который вкладываются инвесторы. Дальше мы уже распределяем деньги в правильном формате, не давая их стартаперам на руки на ранних стадиях, а предоставляя возможности, которые помогут закрыть все их насущные проблемы. До того момента, как они станут самостоятельными, «совершеннолетними» и будут четко знать, каков их путь.  

Всё как в жизни. Представтье, что вы родили ребенка, сразу отдали его незнакомцу (инвестору), и он им как-то занимается. Это неправильно! Вы сами заботитесь о ребенке, воспитываете его, являетесь наставником и ментором, передаете свои компетенции, водите в садик, потом в школу.

Или дайте малышу денег, как только он родился. Они ему не нужны! Он просто раскидает их налево и направо, вот и всё. А если вы дадите ему игрушку, к этой игрушке загадку-игрушку, а к ней «хотелку»… Постепенно ребенок будет расти, развиваться, набираться опыта, у него появится какая-то идея. Вы поможете эту идею развить, покажете, кому она может быть интересна, дадите новые задачи для решения. В итоге он придет к пониманию: «Ах, так вот зачем я это делаю!». И только после всего сможет получить деньги и с ними развивать свой бизнес осознанно. Не раньше!»

Кроме того, в рамках инвестиционных сессий с предпринимателями 13-го региона Денис Козьминых неоднократно акцентировал внимание участников на необходимости масштабировать бизнес. Многие предприниматели сами ограничивают себя рамками региона, а должны стремиться к тому, чтобы их продукт мог выйти на российский и даже мировой рынок. Проекты, имеющие шанс на масштабирование, по словам эксперта, привлекают менторов и инвесторов в первую очередь.