//«Иногда бизнес нужно защищать от… собственника бизнеса!». Константин Орлов о ловушках денежного потока и инструментах финансовой защиты малого предпринимательства.

«Иногда бизнес нужно защищать от… собственника бизнеса!». Константин Орлов о ловушках денежного потока и инструментах финансовой защиты малого предпринимательства.

 

10 октября 2016 года в Мордовии стартовал цикл семинаров «Инструменты финансовой защиты для малого бизнеса», реализуемый в рамках образовательной программы Центра поддержки предпринимательства Республики Мордовия при поддержке Министерства торговли и предпринимательства.

В игровой форме участники постигают механизмы эффективного управления денежными массами и выявляют ловушки, в которые может попасть субъект малого предпринимательства. А направляет процесс Константин Орлов – бизнес-консультант; сертифицированный тренер лицензионных программ шведской компании CELEMI; разработчик tailor-made программ «Финансы для Нефинансистов»; Учредитель и Управляющий Партнер «Natico Solutions Inc» CANADA.

— Константин Андреевич, от чего или от кого нужно защищать малое предпринимательство?

— От неэффективных операций и процессов, а также от очень долгого принятия решений. Эти вещи поглощают денежный поток. А в результате что?  Мы берем кредиты у банков, платя огромные проценты, хотя могли бы обходиться и без них, если бы подходили ко многим вопросам более разумно.

Иногда бизнес нужно защищать от… собственника бизнеса! Да-да! Всегда есть соблазн забрать чуть-чуть больше денег (это же твоё дело!), например, потому что сейчас тебе нужно купить машину. И ты берешь эти средства, а потом опять привлекаешь кредит.

Когда мы говорим про инструменты финансовой защиты, то подразумеваем в том числе механизмы, отражающие состояние, в котором находится бизнес с точки зрения внутренних факторов. Бывает так, что со стороны всё выглядит замечательно — продажи большие. А на самом деле нужно считать, сколько компания реально заработала! Знание механизмов финансовой защиты не дает предприятию уйти в «крутое пике», когда резко наступает кассовый разрыв и принимать какие-то меры становится поздно.

— Какие ещё ситуации, на первый взгляд стандартные, могут оказаться скрытыми ловушками?

Классический пример, когда мы храним большие запасы готовой продукции либо полуфабрикатов. С точки зрения житейского опыта, лучше такой запас иметь, а с точки зрения экономики всё наоборот. Это инвестируемые средства, не приносящие отдачу, «мертвый груз», который снижает эффективность и рентабельность бизнеса.
Возникает закономерный вопрос: способны ли мы прогнозировать рынок и пожелания клиентов? Уверены ли мы в том, что возможные остатки продукции будут реализованы в ближайшее время?

На семинаре мы учим эффективно использовать ресурсы бизнеса, о которых предприниматель зачастую не подозревает и бесцельно замораживает, а также показываем те области, куда нужно пристально смотреть и управлять. Запомните, вы можете управлять только тем, что можете измерить! Поэтому очень важно научиться видеть взаимосвязь между процессами, происходящими в организации, и её финансовыми показателями.

Есть и другие пункты, над которыми нужно задумать собственнику бизнеса. Например, какой заемный капитал привлекается и под какие проценты. Что обойдется дешевле: акционерные средства, банковский кредит или отсрочка платежа у поставщиков?

Довольно много вопросов, связанных с оптимизацией средств. Это любимая тема в России! Причем, как только мы говорим об оптимизации расходов, 80% участников уверены, что наибольшую эффективность принесёт сокращение персонала. На самом деле это миф! Если компания не уходит с рынка, то сокращение числа работников, как правило, обходится дороже, потому что через 6-9 месяцев она начинает набирать те же самые позиции за большие деньги, но с меньшей квалификацией.

Ещё один интересный момент связан с ситуацией, когда в бизнесе что-либо меняется: продукт, цикл поставок или какие-то отдельные операции. В этом случае обязательно нужно согласовывать новую идею со всеми отделами. Иначе произойдет разрыв, даже если рынок и число потребителей будет расти! На семинаре мы объясняем, почему так происходит. Никто обычно не задумывается, во сколько обходится предприятию несогласованность работы команды (так называемое кроссфункциональное взаимодействие), а мы в процессе игры не только обращаем внимание на эту проблему, но и показываем, как это можно посчитать!

— В процессе игры? Никаких многочасовых лекций?

— Да, мы играем, более того – на деньги! (на семинаре используются игровые деньги – прим. авт.) По роду своей деятельности я занимаюсь разработкой бизнес-симуляторов и уверен, что игра – это наиболее эффективная форма, позволяющая взрослым людям с опытом сделать собственные ассоциации и выводы, не слушая прописных истин из книг. Как часто бывает, что мы читаем информацию, но не видим подоплеку. Или говорим, что нам всё понятно, хотя на самом деле это не так. В игре есть возможность всё «пощупать», проверить самому, а потом применить в бизнесе.  

Вообще у нас есть около 15 бизнес-симуляций на различные виды деятельности: от продаж и маркетинга до управления проектами и даже внедрения инноваций. Это лицензионные продукты, которыми мы занимаемся уже больше 10 лет. Один из разработчиков находится в Швеции — известная компания CELEMI. Свой первый симулятор они сделали в 1985 году!  Мы делаем игры под конкретный заказ, которые показывают алгоритм более или менее правильного решения в реальном бизнесе. Для нас очень важно, чтобы участники не только получили удовольствие от игры, но увидели и освоили механизмы, которые они смогут применять в своей компании!

Узнать график мероприятий и записаться на семинар «Инструменты финансовой защиты для малого бизнеса» можно на сайте Центра поддержки предпринимательства Республики Мордовия или по телефону «горячей линии» 8 (8342) 24-85-74