//Умные цели: как использовать модель SMART для повышения эффективности работы коллектива

Умные цели: как использовать модель SMART для повышения эффективности работы коллектива

 

–  Куда мне отсюда идти?

– А куда ты хочешь попасть?

– А мне все равно, только бы попасть куда-нибудь.

–  Тогда все равно куда идти. Куда-нибудь ты обязательно попадешь.

(Льюис Кэрролл, «Алиса в Стране Чудес»)

 

Как ставить цели, чтобы они были достигнуты с тем результатом, который Вам необходим? Всё просто: проверьте их на соответствие SMART-критериям.

Что это значит?

Аббревиатура SMART образована первыми буквами английских слов:

SPECIFIC – конкретный;

MEASURABLE– измеримый;

ATTAINABLE – достижимый;

RELEVANT – актуальный, значимый;

TIME-BOUND – ограниченный во времени.

Именно этим пяти требованиям должна отвечать любая поставленная цель, если Вы хотите, чтобы работа была выполнена максимально эффективно.

1) Конкретность

 «В целях усиления борьбы с вредителями Министерство сельского хозяйства Китая объявило, что за каждую сданную саранчу будет выплачен 1 юань. Теперь все крестьяне разводят саранчу…» (Анекдот)

Прежде чем поставить задачу перед коллективом или конкретным сотрудником, ответьте на вопрос: что именно  вы хотите получить в результате? Излагать цель нужно конкретно, четко и ясно. Убедитесь, что сотрудники правильно поняли поставленную задачу и их видение результата совпадает с Вашим.

2) Измеримость

– Два слоненка, пять мартышек, 38 попугаев!

– А в попугаях-то я гора-а-аздо длиннее! (м/ф «38 попугаев»)

Чтобы сотрудники (да и сам руководитель) могли понять, насколько успешно реализуется задача, должны быть обозначены четкие критерии её выполнения.  Если показатель количественный, то необходимо выявить единицы измерения, если качественный, то необходимо выявить эталон отношения.

Зачастую в качестве критериев применяют следующие:

•        проценты (увеличение объема продаж на 30 %);

•        средние показатели (применяется, когда нет необходимости прорыва в результатах деятельности, а нужно лишь обеспечить стабильность и поддержать качество работы);

•        внешние стандарты (позитивный отзыв клиента о полученной услуге);

•        частота происходящего (повторное обращение клиента за услугой);

•        время и сроки (увеличение объема продаж на 30 процентов за 6 месяцев);

•        запреты (цель – снизить опоздания, критерий: за каждое опоздание – штраф);

•        соответствие корпоративным стандартам (в организации разработаны свои стандарты, которым следуют все работники);

•        утверждение у руководства (задача – разработать проект маркетинговых мероприятий не позднее 20 января, критерий – «утвердить у директора») и т.д.

3) Достижимость

«Если вы будете судить рыбу по её способности взбираться на дерево, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой». (Альберт Эйнштейн)

Суть данного критерия в том, что при постановке задачи учитываются опыт, профессиональные возможности и индивидуальные особенности каждого члена коллектива. Это не значит, что нужно искусственно занижать планку или снижать темп работы, однако в одной и той же ситуации к амбициозному сотруднику и его коллеге-новичку подход должен быть различным.

4) Значимость

«Хотел бы я знать, зачем звезды светятся… Наверно, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою». (Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»)

Обрисовывая цель, всегда давайте понять сотрудникам, почему её выполнение важно с точки зрения целей более высокого уровня. Люди охотнее выполняют поручения, ценность которых в их глазах является высокой. Другими словами, постоянно задавайте себе один и тот же вопрос: «Зачем?» Если конечный ответ выходит неопределенным и вызывает массу других «Зачем?», то цель срочно нужно переформулировать.

5) Ограниченность во времени

– Если за трое суток мы не продвинемся в деле Брага, нас прикроют.

–  Я, конечно, новенькая, но почему так быстро?

–  Потому что мы провозились уже два года. (к/ф «Форсаж 4»)

При постановке цели обязательно обозначьте срок и график этапов её реализации. Установление временных рамок позволяет сделать процесс контролируемым, при этом необходимо учитывать реальные возможности коллектива в достижении поставленной цели в заданный промежуток времени.

Чтобы была понятна разница между неэффективно поставленной целью и целью, сформулированной с учетом SMART-критериев, приведем пример:

Неэффективная формулировка: «Найти подходящего кандидата на замещение освобождающейся должности менеджера по обеспечению производства».

Формулировка SMART-цели:  «Специалисту отдела кадров к 15 августа  20ХХ года  осуществить подбор не менее 3-х кандидатов на замещение освобождающейся должности менеджера по обеспечению производства, удовлетворяющих квалификационным требованиям по должности».

Материал подготовлен с использованием интернет-источников